понедельник, 10 февраля 2014 г.

Социальная сфера

Самостоятельная работа по теме «Социальная сфера»

 

19.02.14. Социальное развитие и молодёжь.

Д/з: подготовка к с.р. по теме «Социальная сфера» (вторник, 25.02.14). Зачёт по понятиям 5.02.14

Темы для написания эссе. 10 класс. Сдача работы до 5 марта 2014 года
Социология
«У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Н. Шевелев).
Социология
«Свой долг родителям дети отдают своим детям» (И.Н. Шевелев).
Социология
«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).
Социальная психология
«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).
Социология
«Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (М. Янг).
Социология
«Каждый человек – творец собственного благополучия» (Р. Стил).
Социология
«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).
1. Социальные процессы в современной России (работа по тексту)


· социальное расслоение на богатых и бедных - тяжёлое положение групп социального риска

· на грани бедности и за её чертой оказались представители массовых интеллектуальных профессий (см. сравнение по уровню зарплат)

· усложнение социальной структуры общества -  новым тенденциям в социальной среде рабочих и крестьян (приватизацией собственности, акционирование предприятий, появлением фермерства)

· быстрое нарастание социальных различий по территориям

· усиливают маргинализацию общества

· различное социальное положение молодёжи (перспектив и неверие, разочарование)

· криминализация части российской молодёжи

·  отсутствие жизненного стержня часто приводит к крайностям (уходу их жизни, попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации)
· усугубилось ценностное и имущественное расслоение молодёжи


2. Молодёжь как социальная группа

Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.

Возрастные границы понятия «молодёжь» достаточно расплывчаты. Молодёжь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в неё людей до 30 лет). В России - каждый 5-ый!

 Индивидуальные границы молодежи.

Современные молодые люди своё представление о «взрослости», прежде всего, связывают с изменениями своих социальных ролей, прежде всего, с началом трудовой деятельности и обретением самостоятельности.

3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

 Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли (работа по группам)
работник
противоречивость:
возможность реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства или новые принципы трудовых отношений – рынок труда (безработица)
студент
при выборе профессии ориентируются на:
 1. престиж данного учебного заведения и будущей профессии
2. на привлекательные особенности студенческой жизни
3. наличие ответственности, самостоятельности и самоконтроля
4. требования к некоторым качествам (высокому уровню образования, готовности к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка, овладению знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда, занятия самообразованием)
семьянин
Существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в родительской семье или начать самостоятельную жизнь. В настоящее время усиливается тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста (?).
Статистика:
* на протяжении последних 15 лет среди молодежи отмечалось устойчивое снижение браков, в том числе и ранних (в возрасте до 18 лет) в 5 раз. 
* В ранний брак вступили 4,4% молодых людей 15-19 лет. 2,8% из них жили в зарегистрированном браке, 1,6% - в незарегистрированном. 
* По данным Росстата, с 1995 до 2005 год росла доля детей рожденных несовершеннолетними матерями вне брака. Если в 1995 году этот показатель составлял 27,1%, то в 2005 году – 48,4%. Незначительное снижение до 47,7% отмечено лишь в 2009 году.
гражданин
1. расширение самостоятельного политического опыта человека
2. умением вырабатывать индивидуальные политические суждения
3.  перерабатывать информацию
4. формировать позиции и следовать своим социальным ролям
5. приобретает  всю  полноту гражданских прав
6. получает возможность активной социальной деятельности
4. Молодёжная субкультура


Социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодёжной субкультуры (от лат. sub частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо). В нашей стране временем появления неформальных молодёжных объединений стали 1980-е гг.

Под молодёжной субкультурой понимается, прежде всего, культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Общие черты:

· особый характер отношений со сверстниками

· различные мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе молодёжному направлению

· сочетание противоречивых черты единообразия и непохожести

· большинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации

· некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых (часто отклоняющееся негативное поведение)

12.02.14 Семья и быт.

1. Что такое семья?

Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Многие исследователи считают его базовым, так как социальный институт семьи реализует жизненно важную функцию самосохранения общества.

Семья является предметом изучения многих общественных наук:

· демографии

· социальной психологии

· истории

· социальной антропологии

· экономики

· юриспруденции

· педагогики

· социологии (рассматривает семью одновременно как социальный институт и как малую социальную группу).

Семья́ — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:
  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак;
  • члены семьи связаны общностью быта;
  • вступлением в брачные отношения;
  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей

2. Семья как социальный институт.

Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт – институт брака.


Брак признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

3. Типы семьи:

* В зависимости от количества партнёров:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья — состоящая из более двух партнёров
  • многожёнство (полигиния) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх
  • полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов
  • шведская семья — семья, основанная на полиаморных отношениях между тремя партнёрами

 * В зависимости от пола партнёров:

  • разнополая семья — «традиционная» семья, образованная одним мужчиной и одной женщиной;
  • однополая семья — семья, образованная двумя лицами одного пола (двумя мужчинами или двумя женщинами).

* В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

* В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
    • Патриархальная семья
      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.
  • сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

* В зависимости от места человека в семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается
  • репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам

* В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
  • патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.

4. Функции семьи:

 Социологи выделяют несколько функций семьи:

  • Репродуктивная: рождение потомства.
  • Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  • Хозяйственно-бытовая (экономическая): удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
  • Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
  • Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
  • Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
  • Социальная: первичный социальный контроль (определение норм поведения членов семьи в различных сферах),  социально-статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья)

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных – репродуктивная функция, для пожилой – функция духовного общения.
5. Семья в современном обществе


· в современном обществе семья переживает качественные изменения,  связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации

· изменение положения женщины в семье и в обществе

· развивается семья партнёрского типа

· разрушается многопоколенная семья, основа - нуклеарная семья

· происходит разделение институтов брака и семьи

· материальное обеспечение детей в семье (пищей, одеждой и т. п.) значительно превосходит направление духовного развития

· ухудшается здоровье людей

· растёт количество разводов, повторных браков, неполных семей и число брошенных детей

· заинтересованность государства в укреплении семьи
6. Бытовые отношения это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).
На основе приведённых данных (стр. 201-202) сформулируйте выводы о бытовых отношениях:

· занятие домашним хозяйством отнимает много времени в семье

· наметилась тенденция более активного участия мужчин в домашних делах

· продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин

· возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах

· наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники

· домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области

7. Дом, в котором мы живём

Культура топоса - культуру нашего места жительства.

Д/з: параграф 18, задание 2,3,4 (на выбор)
05.02.14  Нации и межнациональные отношения

29.01.14 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Примерный план по теме:

1. Понятие «социальные нормы»
Соц. нормы регулируют отношения:
· между людьми
· между группами людей
· между созданными ими организациями
Поэтому, воздействие социальных норм на личность предполагает:
·   знание социальной нормы и её осознание
·   мотив (желание следовать этой норме)
·   само действие (реальное поведение)
2. Виды социальных норм
2.1. обычай, традиции
2.2. правовые нормы
2.3. моральные нормы
2.4. политические нормы
2.5.  религиозные нормы
2.6. нормы этикета
3. отличие социальных норм от других (биологических, технических)
4. Социальный контроль - это один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества
4.1. Общественное мнение
4.2. Санкции - механизмы социального контроля
4.1.1. Виды санкций:
4.2.1. позитивные и негативные
4.2.2. формальные и неформальные
4.3. Индивидуальное сознание
4.4. Самоконтроль
5. Отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество
5.1. Виды отклоняющегося поведения:
5.1.1. Положительное отклоняющегося поведения
5.1.2. Негативное отклоняющегося поведения
5.2. Причины отклоняющегося поведения:
5.2.1. биологические
5.2.2. психологические
5.2.3. воспитательные
5.2.4. социологические
5.2.4.  личностные (черты характеры, конфликтность и другие)
6. Понятие «преступность»
6. 1. Виды преступлений
6.2. опасность преступности
6.2.1. для личности
6.2.2. для общества
6.2.3. для государства
6.3. Борьба с преступностью


22.01.14 Социальные взаимодействия.


Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих его членов. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях.

1.1. Социальная связь — это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить:

·  субъектов связи (двое и более людей)

·  предмет связи (по поводу чего осуществляется связь)

·  механизм регулирования взаимоотношений.

Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми. Контакты могут быть единичными (например, поездка в метро с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие.

1.2. Социальное взаимодействие — это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого (примеры?). Основной характеристикой социального взаимодействия является: глубокая и тесная координация действий партнеров.

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности:

межличностные отношения индивидов
личностно-групповые отношения
межгрупповые отношения

Основные формы социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся

сотрудничество, соперничество, конфликт.

Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

1.3. Социальные отношения — это система многообразных устойчивых взаимозависимостей. Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, общностей и организаций.

2. Социальный конфликт (работа по видеоуроку)

2.1. Определение

2.2. Причины

2.3. Виды конфликтов

2.4. Условия, влияющие на развитие конфликта

2.4. Стадии конфликта: предконфликтная, конфликтная, послеконфликтная

2.5. Последствия конфликта: дезинтегративные, интегративные

3. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду обеспечивают своё существование, а также создают условия для своего развития и прогресса общества.

Взаимодействуя друг с другом в процессе труда, люди вступают в определённые отношений - трудовые отношения. Характер трудовых отношений зависит от возможности людей в процессе труда удовлетворить свои потребности и интересы:

·  в самоуважении

·  в самовыражении

·  в активности

·  в создании необходимых материальных условий в продолжении рода

·  в стабильности

·  в общении

Различают материальные (денежные и материально-вещественные средства удовлетворения потребностей) и нематериальные (знания, общение, культура и т.д.) интересы.

4. Культура труда - комплексная качественная характеристика состояния труда. Компоненты (стр. 168-170)
Д/з: параграф 15, понятия, стр. 168-170 компоненты культуры труда - выписать и уметь объяснить; найти одно высказывание по теме "Социальная структура общества" и определить главную мысль (К1) 


15.01.14. Социальная структура общества
это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

1. Социальная группа  - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Основания для объединения людей в социальные группы:
· все социальные группы возникают объективно в процессе жизнедеятельности людей
· каждую социальную группу характеризуют определённые связи и социально значимые признаки: национальность,  доход, власть, образование, место жительства, религиозная принадлежность и т. д.

 Виды социальных групп:
·  по размерам: малые, средние, большие
·  в зависимости от социально значимых признаков — реальные (объективно существующие: дети, молодёжь ит.д.) и номинальные (выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения, н-р, телезрители, люди с высшим образованием)
·  в зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные
·  в зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные (обладающая юридическим статусом группа) и неформальные (возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов)
· в зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы («моя», «наша») и аутгруппы («чужую», не свою)
2. Основу социальной структуры общества составляют социальные общности -  это группы людей, объединенные какими-либо общими признаками: условиями и образом жизни, интересами, ценностями, общим делом.
Виды социальных общностей: экономические, этнические, демографические, профессиональные, территориальные.
3. Социальная стратификация - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.
Виды социальной стратификации: кастовая, сословная, классовая.
Критерии современной социальной стратификации: доход, богатство, образование, профессия, власть.
В чём преимущество деления общества на страты (социальной стратификации) - стр. 155-156).
4. Социальная мобильность - это перемещения людей в обществе, переходы индивидов из одной социальной позиции в другую.
Социальная мобильность: вертикальная (восходящая, нисходящая), горизонтальная.
Способы перехода из одной социальной группы в другую социологи называют социальным лифтом. Н-р, основания образование, брак, знакомства, участие в политической жизни, профессионализм - примеры.
Задание - назовите любые три «лифта» I вариант: вертикальной социальной мобильности, II вариант горизонтальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
5. Социальный статус - это положение человека в обществе или в малой группе в соответствии с его полом, возрастом, образованием, семейным положением, родом занятий.
Виды социальных статусов: социальный (предписанный, достигнутый) и личный.
Несовпадение статусов.
Социальный престиж - оценка, которую даёт общество статусу личности или должностному статусу.
6. Социальная роль - это определённая совокупность действий, которую должен совершать индивид в соответствии с тем или иным социальным статусом.
7. Социальные интересы 
Д/з: стр. 158. в теории - социальные интересы (конспект, с умением рассказать); понятия темы; стр. 160 в практике, работа с документом.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий