К зачёту по разделу 1 «Человек и
общество»:
общество (в узком и широком смысле)
общественные отношения
природа (в узком и широком смысле)
культура (в узком и широком смысле)
культурные универсалии
социальный институт
потребности
институализация
человек
индивид
индивидуальность
личность
духовный мир человека
духовность
мораль
идеал
ценности
совесть
мировоззрение
менталитет
|
деятельность
субъект, объект, цель, мотивы, результат
деятельности
познание
знание
истина
социальная роль
социальный статус
престиж
авторитет
социальное поведение
нравы
обычаи
отклоняющееся поведение
социализация
самосознание
самореализация
|
16.10.13 Человек в системе социальных связей.
1. Биологическое и социальное в
человеке - вечный вопрос!!!
природное и социальное -
противоположности, противостоящие друг другу
|
природное и социальное существует в
единстве, причём их приоритетность меняется с накоплением жизненного опыта
|
наряду с биологическим и социальным в
человеке есть ещё и психическое, которое регулирует биологическое и
социальное
|
В современных научных дискуссиях отвергаются крайние точки зрения на
соотношения биологического и социального в человеке, не вызывает сомнения
важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого.
На становление человека оказывают
влияние несколько факторов:
- природные (биологические)
- социальные (среда)
- генетические (наследственность)
- воспитание
Т.о. человек
- это биосоциальное существо.
2. Личность
*
это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности
(«лицо» — в широком смысле слова)
*
устойчивая система социально значимых черт,
характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека
(лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат.
регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как
синонимы.
Два подхода к личности в науке:
Личность - активный участник свободных
действий, объект познания и изменения мира.
Личностными признаются те качества, которые
определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей.
|
Личность
рассматривается через набор ролей (функций).
Социальная роль
- это совокупность усвоенных и
выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образов
поведения. Базисные: труженик, член семьи, собственник, гражданин.
Совокупность социальных ролей называется ролевой системой.
Это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный
социальный статус.
Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в
соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным
положением. Виды статусов: предписанный (национальность, социальное
происхождение); приобретённый (образование, квалификация).
При определении положения человека в
обществе важное значение имеют престиж
и авторитет.
Престиж - это оценка обществом или социальной группой
общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми
Авторитет - степень влияния личности в социальной группе или
обществе.
|
3. Социальное поведение и социализация личности.
Социальное поведение = социальное действие - это целенаправленная активность в отношении других
людей. Не все взаимоотношения между людьми носят социальный характер. (М. Вебер
стр. 70, цитата).
В основе социального поведения лежат нравы и обычаи.
Нравы -
установки поведения в обществе, которые складываются внутри определённого круга
людей под влиянием привычек; особо почитаемые в обществе массовые образцы
поведения.
Обычаи -
это нравы, которые укоренялись в течение длительного времени.
Нравы и обычаи - это неписанные правила, они
определяют условия социального поведения.
Поведение личности, не соответствующее социальным
нормам, называется отклоняющимся.
Виды отклоняющегося поведения:
* девиантное - положительное
отклонение
*
делинквентное -
это отклонение от норм, предписанных законом
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного
члена общества.
Этапы социализации:
*
адаптация
(усвоение образцов деятельности группы)
*
индивидуализация
(развитие собственных способностей)
*
интеграция
(применение личных способностей для личного и общего успеха)
Агенты социализации (факторы):
*
семья
*
сверстники
* организации,
учреждения
Сферы социализации:
*
деятельность
*
общение
*
самосознание
4. Самосознание и самореализация
Самосознание - это определение человеком себя как личности, способно принимать
самостоятельные решения и нести ответственность за них и совершаемые действия.
Самореализация - процесс наиболее полного выявления
и осуществления личностью своих возможностей, достижение намеченных целей,
позволяющих максимально реализовать творческий потенциал личности.
Д/з: подготовиться к зачёту по 1 разделу (часть А, Б; понятия)
09.10.13 Познание и знание.
1. Понятия: «знание», «познание».
Знание
- это результат познания.
Познание - это совокупность процессов, методов получения
знаний путём накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия
человека с окружающим миром.
4. Познаваем ли мир?
агностицизм
-
|
гносеологизм -
|
философское учение, отрицающее
возможность познания
|
учение о познаваемости мира.
«Мир познаваем, но не опознан»
· ясность и
отчётливость научной мысли
· общезначимость
получаемых результатов
· невозможность
существования человека без знаний
|
конвенционализм - философская
концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения
являются в основе своей продуктами соглашения между учёными.
|
5. Формы познания:
· научное
(философское, гипотезы, теории, дедукция, индукция, эксперимент и т.д.)
· ненаучное
(обыденное, художественное, мифологическое, религиозное)
6. Уровни познания (стр. 57):
· чувственный
(эмпирический, опытный) - ощущения, восприятие, представления (реальные,
нереальные)
· рациональный
(логический, теоретический) - понятия, суждения, умозаключения.
Эмпирический уровень познания выражен в
наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении
результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Познание связано с мышлением, а мышление
с речью, а речь осуществляется с помощью языка.
Соотношение чувственного и рационального
познания:
сенсуализм
|
рационализм
|
на первом месте чувственная познавательная
деятельность
|
основа
познания и поведения людей - разум
|
Привести доказательства в защиту обоих
теорий (стр. 58)
7. Цель познания - истина.
Истина
- это верное отражение объективной
действительности в сознании человека.
Истина бывает:
· абсолютная -
полное исчерпывающее знание о предмете
· относительная -
ограниченное верное знание о чём-либо
Критерии истины - то, что удостоверяет
истину (стр. 59-60)
· соответствие
законам логики
· полезность
для человека
· практика
(идея взаимодополняемости: материальное производство, накопленный опыт,
эксперимент)
· соответствие
фундаментальным законам
· простота,
экономичность формулы;
Заблуждения - это содержание знания, не соответствующие реальности,
ошибочно принимаемые за истинное. (Нравственность: это добросовестная неправда)
Ложь - искажение действительного
состояние дел. (Нравственность: это недобросовестная неправда).
8. Задание по рядам:
I
особенности
научного познания
|
II
социальные и
гуманитарные знания
|
III
многообразие
человеческого знания
|
Д\з:
теория по рядам; практика: стр. 65-66, работа с текстом
02.10.13 Деятельность - способ существования людей.
1. Понятие
«деятельность»
Все живые существа взаимодействуют с
окружающей средой
деятельность
человека
|
поведение
животных
|
Общее:
1.
двигательная активность (н-р, движения)
2.
психическая активность (н-р, привязанность)
3.
целесообразность
4.
удовлетворение потребностей
|
|
1. практически преобразовательная
деятельность человека
2. целеполагание (человек сам
определяет свою цель), в основе - исторически сложившаяся программа и новая
им созданная программа
3. сознательность
4. продуктивный характер
5. общественный характер
|
1. приспособление к окружающей среде с
помощью использования природных предметов в качестве орудий
2. целесообразное поведение задано
природными качествами и внешними условиями (в основе: инстинкты,
биологическая программа поведения)
|
Т. о.,
деятельность - это активный,
целенаправленный процесс преобразования окружающей среды, присущий только
человеку.
2.
Структура деятельности:
* субъект - тот, кто осуществляет деятельность:
человек, группа людей, организация, государственный орган
* объект - на что
направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы или
области жизни людей, другой человек, аудитория людей, сам человек
* цель
деятельности - осознанный образ предвосхищаемого
результата, на достижения которого направлена деятельность; это то, что
представляется в сознании и ожидается в результате определённым образом
направленной деятельности (не любой образ, а только реальный)
* средства деятельности - с помощью чего достигается цель и результат.
Средства должны соответствовать целям (а не «палить из пушки по воробьям»). Может
ли цель оправдывать средства?
* цепь действий (не
путать с поведением - это поступки
людей, отношение к деятельности, внешнее его проявление)
* результат -
конечный материальный или духовный продукт
3.
Мотивы деятельности - это
побудительная причина деятельности (система мотивов)
«Цель - это то, ради чего действует
человек; мотив - это то, почему действует человек» (психолог В. А. Крутенский).
Мотивация - это процесс осознанного
побуждения деятельности, поступков, мыслей людей, вызванных потребностями (определение, группы
потребностей стр. 47; потребности по Маслоу: физиологические, экзистенциальные,
социальные, престижные, духовные).
Важнейшими мотивами деятельности
являются:
§
социальные
установки - общая ориентация
человека на определённый социальный объект (н-р, семья)
§
убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а
также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки
§
интересы - лат. имеет значение, важно
Потребности и интересы осознаются людьми, т. е
характеризуют сознательную деятельность. Однако в деятельности проявляется и бессознательное
- психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Под бессознательным
понимается обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не даёт
себе отчёта. В современной психологии - бессознательное
- это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей.
4.
Многообразие деятельности. (стр.
50-51, выделить принцип классификации и виды деятельности)
5.
Сознание и деятельность (разобраться
в теории вопроса)
Д/з: параграф 5, теория: выполнить пункты 4,5 плана; учить понятия
25.09.13 Человек как духовное существо.
1. Духовный мир
человека
Человек, взрослея, всё чаче задумывается о себе самом,
относиться осознанно к самому себе, саморазвивается, самовоспитывается, т. е.
занимается «человеческим самостроительством». Объект такого строительства -
духовный мир человека.
Т. о. духовный мир человека
- это вся сознательная духовная жизнь людей, которая охватывает богатство
чувств и достижения разума; человек, обладающий духовностью
- стремление к высоте идеалов и помыслов; нравственно сориентированные волю и
разум человека; это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности,
идеалы
Мораль
- (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные
правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом,
правильном и неправильном, добре
и зле,
а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Кто устанавливает моральные нормы?
заповеди великих учителей человечества (Иисус
Христос, Будда, Конфуций)
|
массовая житейская практика
|
философы
|
«… Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними»
|
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы
относились к тебе»
|
императив Канта «поступай всегда согласно такой
максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать»
|
Утверждения говорят о
личной ответственности человека за совершаемые им деяния, учат не делать
другому того, чего себе не желаешь.
Мораль включает в себя нормы поведения,
идеалы, ценности, категории.
Идеал - это совершенство,
высшая цель человеческого стремления.
Ценности - важность,
значимость, польза, полезность чего-либо. На основе ценностей строятся
человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности.
Ценности:
* индивидуальные
* групповые
* общечеловеческие
|
* правовые
* политические
* религиозные
* художественные
* профессиональные
* нравственные
|
Важнейшие нравственные ценности составляют
систему ценностно-моральной ориентации человека. Моральные категории носят
парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.
Одной из важнейших моральных категорий
является совесть - это внутренний голос
человека.
Ценностный ориентир - патриотизм (отношение человека к своему отечеству,
преданность и любовь к Родине, своему народу).
Как формируются нравственные начала?
В процессе деятельности, социализации, воспитания и самовоспитания.
4.
Мировоззрение -
это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение
в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы и общества.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в
нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а
также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы… Мировоззрение - необходимая составляющая
человеческого сознания, познания.
Мировоззрение зависит от исторической
эпохи.
Классификация типов мировоззрения
(стр. 41 - 42). Название, + и -.
Роль мировоззрения в деятельности
людей (стр. 43 -44).
5.
Менталитет человека - (фр: «склад ума», «умонастроение»,
«душевность») - совокупность всех итогов познания, оценка их на основе
предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания,
личного жизненного опыта.
Д/з: параграф 4, закончить теорию : Классификация
типов мировоззрения (стр. 41 - 42); Роль мировоззрения в деятельности людей
(стр. 43 -44). До 2.10.13 сдать эссе «Смысл моей жизни»
18.09.13 Глава 2. Природа человека.
1. Человек с точки зрения человека.
Человек - удивительное и безмерно
интересное существо, обладающее специфическим свойством задумываться о себе и
окружающем мире. Человек - творец общества, культуры, носитель разума и духа.
Человека нельзя построить как предмет, человек не может быть понятием.
· подходы к
изучению человека: «извне» (что представляет собой человек через сопоставление
с природой, обществом, космосом, другими людьми, Богом и т. д.); «изнутри»
(изучение человека с т. з. биологического строения, психики, нравственной,
духовной, общественной жизни)
· исторические вехи
познания человеческой сущности (стр. 11-13, синий учебник 10-11 класс)
· главные черты человека
(сравнительная таблица: общее и различия человека и животного):
* обладающий индивидуальностью - набор качеств
(внешних, нравственных, социальных, культурных, биологических и т. д.), которые
отличают одного индивида от другого; неповторимость, многообразие и своеобразие
проявлений человека. Индивидуален каждый человек, хотя степень самобытности
может быть различной. Индивид -
представитель человеческого рода, один из людей.
* удовлетворение
потребностей через сознательное изменение среды обитания (труд)
* способность не
только наглядно- действенного мышления, но и абстрактно - логического (общение,
речь)
* способность
накопления и обобщения своего опыта и передачи его из поколения в поколение
* поиски смысла
жизни (философское осмысление мира и самого себя)
3. Человек - продукт биологической,
социальной и культурной эволюции
Научное исследование происхождение человека
(антропогенез)- работа по пункту учебника (стр. 28-29)
4. Цель и смысл жизни человека ( чтение стр. 29-31) Как писать эссе? Презентация 1, презентация 2.
5. Науки о человеке
(классифицировать)
Д/з: эссе "Смысл моей жизни" "( до 2 октября); параграф 3, конспект пункта "Человек - продукт биологической,
социальной и культурной эволюции", науки о человеке (классифицировать, наука, чем занимается). Н-р: биологические науки: физиология - это наука о жизнедеятельности организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем.
11.09.13
Общество как динамическая система (презентация).
1.
Характерные черты общества, как системы:
§
это
суперсистема, состоящая из подсистем, каждая из которых включает в себя большое
количество компонентов
§
наличие
в её составе разнокачественных элементов (материальных, духовных)
§
основной
элемент общества - человек, способный ставить цели и выбирать средства
осуществления своей деятельности
§
это
система, способная к изменению (прогресс, регресс, эволюция, революция и т. д.)
§
система
обладает интегративным качеством, т. е. занимает определённое положение и
определённым образом связан с другими элементами
§
самодостаточность
общества - способность создавать все необходимые условия для своего
существования
§
самоуправляемая
система
§
находится
в определённой среде: природа, мировое сообщество. Функции:
v адаптации
v целедостижения
v поддержание образца
v интеграции
2.
Составляющие общества:
элементы общества
|
подсистемы общества
|
компонент общества
|
субъекты, объекты; социальные
общества - социальные связи
|
экономическая, политическая,
социальная, духовная
|
социальные институты
|
v понятие
v потребность и
деятельность
v признаки
социальных институтов
v функции социальных
институтов
v главные и
неглавные социальные институты
4.
Институциализация
- это предание упорядоченности, нормативного характера.
04.09.13 Что такое общество?
1. Понятие «общество»
В узком смысле слова, в широком смысле
слова.
Элементы определения:
· совокупность индивидов (сочетание, соединение, сумма чего-либо;
представитель социальной группы общества - человек; человек во множественном числе)
·
способы взаимодействия (2 и более людей совершают какие-либо общее действие;
первоосновой всех действий является деятельность; взаимодействие с природой,
другими)
v
игра
v
учёба
v
труд
v
отдых
v
война
v
соревнование
v
дружба
v
общение
·
формы объединения (общая цель и общая деятельность):
v
семья
v
класс
v
трудовой
коллектив
v
спортивная
команда
v
полк
v
бригада
v
дворовая команда
·
не формы: пассажиры автобуса, люди на остановке
2. Общество - как совместная
жизнедеятельность людей
человек
|
животное
|
1.
преобразует окружающую среду (практически- преобразовательная деятельность)
|
1.
приспосабливается к окружающей среде (приспособленческая деятельность)
|
действия
целесообразны
|
|
сам
определяет свою цель
(осуществляет целеполагание)
|
цель
задана природой, инстинктами
|
коллективность
|
может
действовать в одиночку
|
3. Общественные отношения
· это многообразные
связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их в процессе их
деятельности
· устойчиво
повторяющиеся, формальные, затрагивающие важные стороны жизни людей отношения
4. Общество и природа (естественные условия существования человека)
В чём состоит обособление?
человек
|
природа
|
развивается
по законам общества
|
развивается
по собственным законам
|
творец,
преобразователь культуры (вторая природа, сотворённая человеком)
|
неоформленное,
более низкое, чем культура
|
неразрывная
связь, носящая взаимный характер
|
|
влияние
общества на естественную среду обитания человека: благотворное и пагубное
влияние
|
оказание
влияния на общественный прогресс
|
Проблемы
взаимодействия (стр. 28, Никитин):
по
причине происхождения
|
по
масштабам последствий
|
||
естественные
|
искусственные
|
локальные
|
глобальные
|
5. Общество и культура
Культура (в узком смысле) - достижения человечества в духовной
жизни.
Культура
(в широком смысле) - целесообразная
преобразующая человеческая деятельность , направленная на внешнюю среду и
самого себя.
Культура: материальная (вещественные предметы: здания, памятники, предметы
быта и т. д.) и духовная (знания,
нормы морали, традиции, символы, ценности и т. д.)
Культура, связанная с особенностями той
или иной человеческой деятельности: политическая,
экономическая, правовая, религиозная, художественная, научная и другая.
Локальные культуры: национальные (стр. 14), групповые,
профессиональные, этническая и т. д.
Культурные
универсалии - это общие культурные
черты и формы
Практика:
1. работа с текстом стр. 16-17
Д/з: понятия, науки об обществе, что они
изучают; закончить работу с текстом
№ п.п.
|
ФИО
|
класс
|
шифр
|
количество баллов
|
рейтинг
|
1.
|
Солдатов
Антон Алексеевич
|
10Б
|
36
|
41
|
1
|
2.
|
Ольшевская
Алина Андреевна
|
10Б
|
38
|
40
|
2
|
3.
|
Ануфрева
Дарья Александровна
|
10А
|
7
|
39
|
3
|
4.
|
Колуканова
Анастасия Вячеславовна
|
10Б
|
29
|
38
|
4
|
5.
|
Савельева
Ксения Максимовна
|
10Б
|
81
|
38
|
4
|
6.
|
Барахоева
Анна Владимировна
|
10Б
|
14
|
37
|
5
|
7.
|
Великая
Марина Игоревна
|
10А
|
8
|
35
|
6
|
8.
|
Лыткина
Дарья Дмитриевна
|
10Б
|
2
|
34
|
7
|
9.
|
Ким
Кристина Станиславовна
|
10Б
|
33
|
33
|
8
|
10.
|
Гуменюк
Андрей Анатольевич
|
10Б
|
45
|
33
|
8
|
11.
|
Звонкова
Любовь Михайловна
|
10Б
|
69
|
30
|
9
|
12.
|
Грязева
Валерия Николаевна
|
10Б
|
52
|
29
|
10
|
13.
|
Савчук
Никита Вадимович
|
10Б
|
6
|
24
|
11
|
14.
|
Головченко
Ксения Владимировна
|
10А
|
86
|
23
|
12
|
15.
|
Жуков
Андрей Александрович
|
10А
|
94
|
23
|
12
|
16.
|
Золотуев
Никита Иванович
|
10Б
|
95
|
22
|
13
|
17.
|
Леонтьев
Дмитрий Александрович
|
10А
|
25
|
22
|
13
|
18.
|
Иванов
Вячеслав Андреевич
|
10А
|
30
|
21
|
14
|
19.
|
Буканова
Вероника Игоревна
|
10А
|
73
|
21
|
14
|
20.
|
Крикунова
Жанна Владимировна
|
10А
|
34
|
20
|
15
|
21.
|
Клинцевич
Иван Игоревич
|
10А
|
85
|
20
|
15
|
22.
|
Шевцов
Андрей Викторович
|
10А
|
48
|
18
|
16
|
23.
|
Макаровский
Евгений Евгеньевич
|
10Б
|
9
|
17
|
17
|
24.
|
Ячменёв
Станислав Евгеньевич
|
10А
|
80
|
12
|
18
|
25.
|
Мурамисов
Андрей Ильич
|
10А
|
15
|
12
|
18
|
26.
|
Чесноков
Вячеслав Максимович
|
10А
|
12
|
9
|
19
|
27.
|
Стукалов
Максим Владимирович
|
10Б
|
28
|
4
|
20
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий