К зачёту по разделу 1 «Человек и
общество»:
| 
        
  общество (в узком и широком смысле)      
       
  общественные отношения 
        
  природа (в узком и широком смысле) 
        
  культура (в узком и широком смысле)    
      
  культурные универсалии 
        
  социальный институт  
        
  потребности 
        
  институализация 
        
  человек 
        
  индивид 
        
  индивидуальность 
        
  личность 
        
  духовный мир человека 
        
  духовность 
        
  мораль 
        
  идеал 
        
  ценности 
       
  совесть 
        
  мировоззрение  
        
  менталитет | 
        
  деятельность  
        
  субъект, объект, цель, мотивы,   результат
  деятельности 
        
  познание 
        
  знание 
        
  истина 
        
  социальная роль 
        
  социальный статус 
        
  престиж 
        
  авторитет 
        
  социальное поведение 
        
  нравы 
        
  обычаи 
        
  отклоняющееся поведение 
        
  социализация 
        
  самосознание 
        
  самореализация | 
16.10.13 Человек в системе социальных связей.
1. Биологическое и социальное в
человеке - вечный вопрос!!!
| 
природное и социальное -
  противоположности, противостоящие друг другу | 
природное и социальное существует в
  единстве, причём их приоритетность меняется с накоплением жизненного опыта | 
наряду с биологическим и социальным в
  человеке есть ещё и психическое, которое регулирует биологическое и
  социальное | 
В современных научных дискуссиях  отвергаются крайние точки зрения на
соотношения биологического и социального в человеке, не вызывает сомнения
важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. 
На становление человека оказывают
влияние несколько факторов:
- природные (биологические)
- социальные (среда)
- генетические (наследственность)
- воспитание
Т.о. человек
- это биосоциальное существо. 
2. Личность
* 
это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности
(«лицо» — в широком смысле слова)
*  
устойчивая система социально значимых черт,
характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. 
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека
(лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат.
регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как
синонимы.
Два подхода к личности в науке:
| 
Личность - активный участник свободных
  действий, объект познания и изменения мира. 
Личностными признаются те качества, которые
  определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. | 
Личность
  рассматривается через набор ролей (функций). 
Социальная роль
  - это совокупность усвоенных и
  выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образов
  поведения. Базисные: труженик, член семьи, собственник, гражданин.
  Совокупность социальных ролей называется ролевой системой.  
Это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный
  социальный статус. 
Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в
  соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным
  положением. Виды статусов: предписанный (национальность, социальное
  происхождение); приобретённый (образование, квалификация). 
При определении положения человека в
  обществе важное значение имеют престиж
  и авторитет.  
Престиж - это оценка обществом или социальной группой
  общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми 
Авторитет - степень влияния личности в социальной группе или
  обществе. | 
3. Социальное поведение и социализация личности.
Социальное поведение = социальное действие - это целенаправленная активность в отношении других
людей. Не все взаимоотношения между людьми носят социальный характер. (М. Вебер
стр. 70, цитата). 
В основе социального поведения лежат нравы и обычаи.
Нравы -
установки поведения в обществе, которые складываются внутри определённого круга
людей под влиянием привычек; особо почитаемые в обществе массовые образцы
поведения.
Обычаи -
это нравы, которые укоренялись в течение длительного времени.
Нравы и обычаи - это неписанные правила, они
определяют условия социального поведения.
Поведение личности, не соответствующее социальным
нормам, называется отклоняющимся.
Виды отклоняющегося поведения:
*  девиантное - положительное
отклонение
* 
делинквентное -
это отклонение от норм, предписанных законом
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного
члена общества.
Этапы социализации:
* 
адаптация
(усвоение образцов деятельности группы)
* 
индивидуализация
(развитие собственных способностей)
* 
интеграция
(применение личных способностей для личного и общего успеха)
Агенты социализации (факторы):
* 
семья
* 
сверстники
*  организации,
учреждения
Сферы социализации:
* 
деятельность
* 
общение
* 
самосознание
4. Самосознание и самореализация 
Самосознание - это определение человеком себя как личности, способно принимать
самостоятельные решения и нести ответственность за них и совершаемые действия.
Самореализация - процесс наиболее полного выявления
и осуществления личностью своих возможностей, достижение намеченных целей,
позволяющих максимально реализовать творческий потенциал личности. 
Д/з: подготовиться к зачёту по 1 разделу  (часть А, Б; понятия)
 09.10.13 Познание и знание.
09.10.13 Познание и знание.
1. Понятия: «знание», «познание».
Знание
- это результат познания.
Познание - это совокупность процессов, методов получения
знаний путём накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия
человека с окружающим миром. 
4. Познаваем ли мир?
| 
агностицизм
  - | 
гносеологизм -  | 
| 
философское учение, отрицающее
  возможность познания | 
учение о познаваемости мира. 
«Мир познаваем, но не опознан» 
· ясность и
  отчётливость научной мысли 
· общезначимость
  получаемых результатов 
· невозможность
  существования человека без знаний | 
| 
конвенционализм - философская
  концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения
  являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. | 
5. Формы познания:
·  научное
(философское, гипотезы, теории, дедукция, индукция, эксперимент и т.д.)
·  ненаучное
(обыденное, художественное, мифологическое, религиозное) 
6. Уровни познания (стр. 57):
· чувственный
(эмпирический, опытный) - ощущения, восприятие, представления (реальные,
нереальные)
· рациональный
(логический, теоретический) - понятия, суждения, умозаключения.
Эмпирический уровень познания выражен в
наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении
результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Познание связано с мышлением, а мышление
с речью, а речь осуществляется с помощью языка.
Соотношение чувственного и рационального
познания:
| 
сенсуализм | 
рационализм | 
| 
на первом месте чувственная познавательная
  деятельность | 
основа
  познания и поведения людей - разум | 
Привести доказательства в защиту обоих
теорий (стр. 58)
7. Цель познания - истина.
Истина
- это верное отражение объективной
действительности в сознании человека.
Истина бывает:
· абсолютная -
полное исчерпывающее знание о предмете
· относительная -
ограниченное верное знание о чём-либо
Критерии истины - то, что удостоверяет
истину (стр. 59-60)
· соответствие
законам логики
· полезность
для человека
· практика
(идея взаимодополняемости: материальное производство, накопленный опыт,
эксперимент)
· соответствие
фундаментальным законам
· простота,
экономичность формулы;
Заблуждения - это содержание знания, не соответствующие реальности,
ошибочно принимаемые за истинное. (Нравственность: это добросовестная неправда)
Ложь - искажение действительного
состояние дел. (Нравственность: это недобросовестная неправда).
8. Задание по рядам:
| 
I 
особенности
  научного познания | 
II 
социальные и
  гуманитарные знания | 
III 
многообразие
  человеческого знания | 
Д\з:
теория по рядам; практика: стр. 65-66, работа с текстом
 02.10.13 Деятельность -  способ существования людей.
02.10.13 Деятельность -  способ существования людей.
1.  Понятие
«деятельность»
Все живые существа взаимодействуют с
окружающей средой
| 
деятельность
  человека | 
поведение
  животных | 
| 
Общее: 
1.
  двигательная активность (н-р, движения) 
2.
  психическая активность (н-р, привязанность) 
3.
  целесообразность 
4.
  удовлетворение потребностей | |
| 
1. практически преобразовательная
  деятельность человека 
2. целеполагание (человек сам
  определяет свою цель), в основе - исторически сложившаяся программа и новая
  им созданная программа 
3. сознательность 
4. продуктивный характер 
5. общественный характер | 
1. приспособление к окружающей среде с
  помощью использования природных предметов в качестве орудий  
2. целесообразное поведение задано
  природными качествами и внешними условиями (в основе: инстинкты,
  биологическая программа поведения) | 
Т. о., 
деятельность - это активный,
целенаправленный процесс преобразования окружающей среды, присущий только
человеку.
2.
Структура деятельности:
* субъект - тот, кто осуществляет деятельность:
человек, группа людей, организация, государственный орган
* объект -  на что
направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы или
области жизни людей, другой человек, аудитория людей, сам человек
* цель
деятельности - осознанный образ предвосхищаемого
результата, на достижения которого направлена деятельность; это то, что
представляется в сознании и ожидается в результате определённым образом
направленной деятельности (не любой образ, а только реальный)
* средства деятельности - с помощью чего достигается цель и результат.
Средства должны соответствовать целям (а не «палить из пушки по воробьям»). Может
ли цель оправдывать средства?
* цепь действий (не
путать с поведением - это поступки
людей, отношение к деятельности, внешнее его проявление) 
* результат -
конечный материальный или духовный продукт 
3.
Мотивы деятельности - это
побудительная причина деятельности (система мотивов) 
«Цель - это то, ради чего действует
человек; мотив - это то, почему действует человек» (психолог В. А. Крутенский).
Мотивация - это процесс осознанного
побуждения деятельности, поступков, мыслей людей, вызванных потребностями (определение, группы
потребностей стр. 47; потребности по Маслоу: физиологические, экзистенциальные,
социальные, престижные, духовные).
Важнейшими мотивами деятельности
являются:
§ 
социальные
установки - общая ориентация
человека на определённый социальный объект (н-р, семья)
§ 
убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а
также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки
§ 
интересы - лат. имеет значение, важно
Потребности и интересы осознаются людьми, т. е
характеризуют сознательную деятельность. Однако в деятельности проявляется и бессознательное
- психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Под бессознательным
понимается обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не даёт
себе отчёта. В современной  психологии - бессознательное
- это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей.
4.
Многообразие деятельности. (стр.
50-51, выделить принцип классификации и виды деятельности)
5.
Сознание и деятельность (разобраться
в теории вопроса)
Д/з: параграф 5, теория: выполнить пункты 4,5 плана; учить понятия 
 
25.09.13 Человек как духовное существо.
1.  Духовный мир
человека
Человек, взрослея, всё чаче задумывается о себе самом,
относиться осознанно к самому себе, саморазвивается, самовоспитывается, т. е.
занимается «человеческим самостроительством». Объект такого строительства -
духовный мир человека. 
Т. о. духовный мир человека
- это вся сознательная духовная жизнь людей, которая охватывает богатство
чувств и достижения разума; человек, обладающий духовностью
- стремление к высоте идеалов и помыслов; нравственно сориентированные волю и
разум человека; это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности,
идеалы
Мораль
- (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные
правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом,
правильном и неправильном, добре
и зле,
а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. 
Кто устанавливает моральные нормы?
| 
заповеди великих учителей человечества (Иисус
  Христос, Будда, Конфуций) | 
массовая житейская практика | 
философы | 
| 
«… Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
  так поступайте и вы с ними» | 
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы
  относились к тебе» | 
императив Канта «поступай всегда согласно такой
  максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» | 
Утверждения говорят о
личной ответственности человека за совершаемые им деяния, учат не делать
другому того, чего себе не желаешь.
 Мораль включает в себя нормы поведения,
идеалы, ценности, категории.
Идеал - это совершенство,
высшая цель человеческого стремления.
Ценности - важность,
значимость, польза, полезность чего-либо. На основе ценностей строятся
человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности.
Ценности: 
| 
* индивидуальные 
*  групповые 
* общечеловеческие | 
* правовые 
* политические 
* религиозные 
* художественные 
* профессиональные 
* нравственные | 
 Важнейшие нравственные ценности составляют
систему ценностно-моральной ориентации человека. Моральные категории носят
парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.
 Важнейшие нравственные ценности составляют
систему ценностно-моральной ориентации человека. Моральные категории носят
парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло. 
Одной из важнейших моральных категорий
является совесть - это внутренний голос
человека.
Ценностный ориентир - патриотизм (отношение человека к своему отечеству,
преданность и любовь к Родине, своему народу).
Как формируются нравственные начала?
В процессе деятельности, социализации, воспитания и самовоспитания.
4.
Мировоззрение -
это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение
в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы и общества.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в
нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а
также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы… Мировоззрение - необходимая составляющая
человеческого сознания, познания.
Мировоззрение зависит от исторической
эпохи.
Классификация типов мировоззрения
(стр. 41 - 42). Название,  + и  -.
Роль мировоззрения в деятельности
людей (стр. 43 -44).
5. 
Менталитет человека - (фр: «склад ума», «умонастроение»,
«душевность») - совокупность всех итогов познания, оценка их на основе
предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания,
личного жизненного опыта. 
Д/з: параграф 4, закончить теорию : Классификация
типов мировоззрения (стр. 41 - 42); Роль мировоззрения в деятельности людей
(стр. 43 -44). До 2.10.13 сдать эссе «Смысл моей жизни»
18.09.13 Глава 2. Природа человека.
1. Человек с точки зрения человека. 
Человек - удивительное и безмерно
интересное существо, обладающее специфическим свойством задумываться о себе и
окружающем мире. Человек - творец общества, культуры, носитель разума и духа.
Человека нельзя построить как предмет, человек не может быть понятием.  
· подходы к
изучению человека: «извне» (что представляет собой человек через сопоставление
с природой, обществом, космосом, другими людьми, Богом и т. д.); «изнутри»
(изучение человека с т. з. биологического строения, психики, нравственной,
духовной, общественной жизни)
· исторические вехи
познания человеческой сущности (стр. 11-13, синий учебник 10-11 класс)
· главные черты человека
(сравнительная таблица: общее и различия человека и животного):
* обладающий индивидуальностью - набор качеств
(внешних, нравственных, социальных, культурных, биологических и т. д.), которые
отличают одного индивида от другого; неповторимость, многообразие и своеобразие
проявлений человека. Индивидуален каждый человек, хотя степень самобытности
может быть различной. Индивид -
представитель человеческого рода, один из людей.
* удовлетворение
потребностей через сознательное изменение среды обитания (труд)
* способность не
только наглядно- действенного мышления, но и абстрактно - логического (общение,
речь)
* способность
накопления и обобщения своего опыта и передачи его из поколения в поколение
* поиски смысла
жизни (философское осмысление мира и самого себя)
3. Человек - продукт биологической,
социальной и культурной эволюции 
 Научное исследование происхождение человека
(антропогенез)- работа по пункту учебника (стр. 28-29)
4. Цель и смысл жизни человека ( чтение стр. 29-31) Как писать эссе? Презентация 1, презентация 2.
5. Науки о человеке
(классифицировать)
Д/з: эссе "Смысл моей жизни" "( до 2 октября);  параграф 3, конспект пункта "Человек - продукт биологической,
социальной и культурной эволюции", науки о человеке (классифицировать, наука, чем занимается). Н-р: биологические науки: физиология - это наука о жизнедеятельности организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем. 
11.09.13
Общество как динамическая система (презентация).
1.
Характерные черты общества, как системы:
§ 
это
суперсистема, состоящая из подсистем, каждая из которых включает в себя большое
количество компонентов
§ 
наличие
в её составе разнокачественных элементов (материальных, духовных)
§ 
основной
элемент общества - человек, способный ставить цели и выбирать средства
осуществления своей деятельности
§ 
это
система, способная к изменению (прогресс, регресс, эволюция, революция и т. д.)
§ 
система
обладает интегративным качеством, т. е. занимает определённое положение и
определённым образом связан с другими элементами
§ 
самодостаточность
общества - способность создавать все необходимые условия для своего
существования
§ 
самоуправляемая
система
§ 
находится
в определённой среде: природа, мировое сообщество. Функции:
v  адаптации
v  целедостижения
v  поддержание  образца
v  интеграции
2.
Составляющие общества: 
| 
элементы общества | 
подсистемы общества | 
компонент общества | 
| 
субъекты, объекты; социальные
  общества - социальные связи | 
экономическая, политическая,
  социальная, духовная | 
социальные институты | 
v понятие
v потребность и
деятельность
v признаки
социальных институтов
v функции социальных
институтов
v главные и
неглавные социальные институты
4.
Институциализация
- это предание упорядоченности, нормативного характера.
04.09.13 Что такое общество?
1. Понятие «общество»
В узком смысле слова, в широком смысле
слова.
Элементы определения:
· совокупность индивидов (сочетание, соединение, сумма чего-либо;
представитель социальной группы общества - человек; человек во множественном числе)
·
способы взаимодействия (2 и более людей совершают какие-либо общее действие;
первоосновой всех действий является деятельность; взаимодействие с природой,
другими)
v 
игра
v 
учёба
v 
труд
v 
отдых
v 
война
v 
соревнование
v 
дружба
v 
общение
· 
формы объединения (общая цель и общая деятельность):
v 
семья
v 
класс
v 
трудовой
коллектив
v 
спортивная
команда
v 
полк
v 
бригада
v 
дворовая команда
· 
не формы: пассажиры автобуса, люди на остановке 
2. Общество - как совместная
жизнедеятельность людей
| 
человек | 
животное | 
| 
1.
  преобразует окружающую среду (практически- преобразовательная деятельность) | 
1.
  приспосабливается к окружающей среде (приспособленческая деятельность) | 
| 
действия
  целесообразны | |
| 
сам
  определяет свою цель 
 (осуществляет целеполагание) | 
цель
  задана природой, инстинктами | 
| 
коллективность | 
может
  действовать в одиночку | 

3. Общественные отношения 
·  это многообразные
связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их в процессе их
деятельности
·  устойчиво
повторяющиеся, формальные, затрагивающие важные стороны жизни людей отношения
4. Общество и природа (естественные условия существования человека)
В чём состоит обособление?
| 
человек | 
природа | 
| 
развивается
  по законам общества | 
развивается
  по собственным законам | 
| 
творец,
  преобразователь культуры (вторая природа, сотворённая человеком) | 
неоформленное,
  более низкое, чем культура | 
| 
неразрывная
  связь, носящая взаимный характер | |
| 
влияние
  общества на естественную среду обитания человека: благотворное и пагубное
  влияние | 
оказание
  влияния на общественный прогресс | 
 Проблемы
взаимодействия (стр. 28, Никитин):
| 
по
  причине происхождения | 
по
  масштабам последствий | ||
| 
естественные | 
искусственные | 
локальные | 
глобальные | 
5. Общество и культура
Культура (в узком смысле) - достижения человечества в духовной
жизни.
Культура
(в широком смысле) - целесообразная
преобразующая человеческая деятельность , направленная на внешнюю среду и
самого себя.
Культура: материальная (вещественные предметы: здания, памятники, предметы
быта и т. д.) и духовная (знания,
нормы морали, традиции, символы, ценности и т. д.)
Культура, связанная с особенностями той
или иной человеческой деятельности: политическая,
экономическая, правовая, религиозная, художественная, научная и другая.
Локальные культуры: национальные (стр. 14), групповые,
профессиональные, этническая и т. д.
Культурные
универсалии - это общие культурные
черты и формы
Практика:
1. работа с текстом стр. 16-17
Д/з: понятия, науки об обществе, что они
изучают; закончить работу с текстом 
| 
№ п.п. | 
ФИО | 
класс | 
шифр | 
количество баллов | 
рейтинг | 
| 
1.     
    | 
Солдатов
  Антон Алексеевич | 
10Б | 
36 | 
41 | 
1 | 
| 
2.     
    | 
Ольшевская
  Алина Андреевна | 
10Б | 
38 | 
40 | 
2 | 
| 
3.     
    | 
Ануфрева
  Дарья Александровна | 
10А | 
7 | 
39 | 
3  | 
| 
4.     
    | 
Колуканова
  Анастасия Вячеславовна | 
10Б | 
29 | 
38 | 
4 | 
| 
5.     
    | 
Савельева
  Ксения Максимовна | 
10Б | 
81 | 
38 | 
4 | 
| 
6.     
    | 
Барахоева
  Анна Владимировна | 
10Б | 
14 | 
37 | 
5 | 
| 
7.     
    | 
Великая
  Марина Игоревна | 
10А | 
8 | 
35 | 
6 | 
| 
8.     
    | 
Лыткина
  Дарья Дмитриевна | 
10Б | 
2 | 
34 | 
7 | 
| 
9.     
    | 
Ким
  Кристина Станиславовна | 
10Б | 
33 | 
33 | 
8 | 
| 
10.   | 
Гуменюк
  Андрей Анатольевич | 
10Б | 
45 | 
33 | 
8 | 
| 
11.   | 
Звонкова
  Любовь Михайловна | 
10Б | 
69 | 
30 | 
9 | 
| 
12.   | 
Грязева
  Валерия Николаевна | 
10Б | 
52 | 
29 | 
10 | 
| 
13.   | 
Савчук
  Никита Вадимович | 
10Б | 
6 | 
24 | 
11 | 
| 
14.   | 
Головченко
  Ксения Владимировна | 
10А | 
86 | 
23 | 
12 | 
| 
15.   | 
Жуков
  Андрей Александрович | 
10А | 
94 | 
23 | 
12 | 
| 
16.   | 
Золотуев
  Никита Иванович | 
10Б | 
95 | 
22 | 
13 | 
| 
17.   | 
Леонтьев
  Дмитрий Александрович | 
10А | 
25 | 
22 | 
13 | 
| 
18.   | 
Иванов
  Вячеслав Андреевич | 
10А | 
30 | 
21 | 
14 | 
| 
19.   | 
Буканова
  Вероника Игоревна | 
10А | 
73 | 
21 | 
14 | 
| 
20.   | 
Крикунова
  Жанна Владимировна | 
10А | 
34 | 
20 | 
15 | 
| 
21.   | 
Клинцевич
  Иван Игоревич | 
10А | 
85 | 
20 | 
15 | 
| 
22.   | 
Шевцов
  Андрей Викторович | 
10А | 
48 | 
18 | 
16  | 
| 
23.   | 
Макаровский
  Евгений Евгеньевич | 
10Б | 
9 | 
17 | 
17 | 
| 
24.   | 
Ячменёв
  Станислав Евгеньевич | 
10А | 
80 | 
12 | 
18 | 
| 
25.   | 
Мурамисов
  Андрей Ильич | 
10А | 
15 | 
12 | 
18 | 
| 
26.   | 
Чесноков
  Вячеслав Максимович | 
10А | 
12 | 
9 | 
19 | 
| 
27.   | 
Стукалов
  Максим Владимирович | 
10Б | 
28 | 
4 | 
20 | 





 
Комментариев нет:
Отправить комментарий